- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Классификация инноваций
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006969 |
Тема: | Классификация инноваций |
Содержание
Классификация инноваций является результатом систематизации знаний о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе предприятия. Классификация инноваций важна, так как позволяет идентифицировать особенности и характер конкретного нововведения, его место и значение в решении задач модернизации производства и управления, правильно определить наиболее рациональное в данных условиях управленческое решение, ведущее к успеху. Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название “Руководство Осло”. Важным этапом анализа инноваций является классификация, то есть распределение инноваций по группам, по определенным классификационным признакам и систематизация инноваций. Существует несколько подходов к классификации инноваций. Основоположником классификации инноваций можно считать Герхарда Менша, который выделяет единственный критерий группировки – степень радикальности инноваций. Поэтому данная классификация инноваций имеет достаточно ограниченный характер применения. 1) Базисные: технологические (способствуют образованию новых отраслей и новых рынков) и нетехнологические (способствуют кардинальным изменениям в культуре, управлении, услугах) 2) Улучшающие – заменяют устаревшие модели более новыми и эффективными 3) Псевдоинновации – улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса [Mensch G. Stalemate in echnolog:Innovations Overcame the Depression. Cambridge : Ballinger, 1979.] А.И. Пригожин предлагает разделение инноваций по пяти группам на основе соответствующих критериев. [Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989] Таблица - Классификация инноваций по А.И. Пригожину Классификационный признак Вид инновации 1. По распространенности Единичные и диффузные 2. По месту в производственном цикле Сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые 3. По преемственности Замещающие – с полным вытеснением устаревшего продукта новым, отменяющие – исключают выполнение какой-либо операции или выпуска какого-либо продукта, не предлагая ничего взамен, возвратные – возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответсвия новшества новым условиям применения, открывающие – создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников, ретровведения – воспроизводят на современном уровне давно исчерпавшие себя способы, формы и методы. 4. По охвату ожидаемой доли рынка Локальные, системные, стратегические. 5. По инновационному потенциалу и степени новизны Радикальные, комбинаторные, совершенствующие [10 стр Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 303 с.: табл. — (Сер.: Учеб. для вузов).] И.Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие: целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической); внешний признак - указывает на форму реализации инновации; структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства. Таблица Классификация инноваций по И.Т. Балабанову Классификационный признак Виды инноваций 1. Целевой признак Кризисные инновации, инновации развития 2. Внешний признак Инновации в форме продукта и в форме операции 3. Структурный признак Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций. [23 Завлин, П. Н. Оценка эффективности инноваций / П. Н. Завлин, А. В. Васильев. — СПб.: Бизнес-Пресса, 1998. — 216 с. ] Таблица - Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву Классификационный признак Классификационные группировки инноваций 1. Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. 2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные 3. Степень интенсивности «Бум», равномерная, слабая, массовая 4. Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные 5. Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие 6. Результативность Высокая, низкая, средняя 7. Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная [25-27 Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11031.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. рассматривают следующую классификацию инноваций. По технологическим параметрам в промышленности различают два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения: эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входных его параметров и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия. В отраслях сферы услуг – услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: 1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); 2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные). Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла. [16-22 Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»/ В.Я. Горфинкель [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 391 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20958.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] Виды инноваций по уровню воздействия на экономику: базовые; улучшающие; псевдоинновации. Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню; Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций; Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций. Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства: расширяющие; заменяющие; улучшающие. Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях; Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом; Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ. По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д. Виды инноваций по области применения: технологические; организационно-управленческие; экономические; маркетинговые; социальные; экологические; информационные. Наибольшее применение на практике находят инновации технологического характера — продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов. К организационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; к экономическим -использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения; к социальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда; к экологическим - использование новых технологий — реализация новых технологий в области охраны окружающей среды; к информационным — использование новых информационных технологий. Виды инноваций по причинам возникновения: стратегические; реактивные. Стратегические – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе; реактивные (адаптивные) инновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации подразделяются на создающие новые потребности; удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом; более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности. Приведенная классификация инноваций не только используется для целей статистического учета, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень собственной конкурентоспособности, разрабатывать стратегию развития, обосновывать меры по совершенствованию менеджмента. [+13-15 Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ Беляев Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Южный институт менеджмента, 2013.— 220 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14041.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] В зависимости от глубины и потенциала изменений, производимых при создании инновации, они подразделяются на два класса: 1) базисные (радикальные) — вносящие существенные изменения в технологию, продукт, приводящие к получению принципиально новых свойств и возможностей при использовании на практике (паровая машина, электричество, радио, самолет, компьютер, клонирование и т.п.); 2) улучшающие —технические решения, вносящие изменения в базисные инновации, совершенствуя, делая их более эффективными, удобными, качественными, в целом — более конкурентоспособными на рынке. В зависимости от направленности использования выделяют процессные (новые технологии, режимы, операции) и продуктовые (новые устройство, вещество и т.д.) инновации. По виду новизны инновации могут быть новыми в мире, в стране, отрасли, организации. По виду сфер деятельности организации различают: технологические, производственные, экономические, торговые(коммерческие), социальные, организационные, управленческие инновации. [+10- 13 Стрелкова Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17675.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] По объекту применения выделяют: -продуктовые инновации, ориенированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; -технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; -процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; -комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций По эффективности: -Экономические -Социальные -Экологические -интегральные [+12-15 Богомолова А.В. Управление инновациями [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богомолова А.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14028.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] По типу инновации выделяют материально-технические и социальные. 4) По принципу отношения к предшественнику инновации подразделяются наследующие виды: замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций); отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен); возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения); открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников); ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы). [21-24 Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Дармилова Ж.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24784.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] По месту в производственной системе предприятия выделяют следующие инновации: “на входе” предприятия — новые материальные ресурсы, сырье, информация; используемые внутри производственной системы предприятия — новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура; “на выходе” производственной системы предприятия —новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). В зависимости от степени новизны различают инновации: • первичные (радикальные, революционные, базовые) —например, новый продукт на основе новых технологий, материалов, методов обработки и т.п.; • вторичные (улучшающие и модификационные) — например, новый продукт на основе частичного улучшения технологий, методов производства, новой комбинации материалов и т.п. В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшими становятся информационные инновации. Информационные инновации обладают двумя важнейшими свойствами: • являются первичными по отношению к другим инновациям, так как в основе управления производственными процессами всегда лежит информация; • являются неисчерпаемыми, в то время как другие ресурсы ограничены. 2. Классификация по сферам приложения. С учетом сфер приложения в жизни общества инновации бывают: • производственные — новые технологии, инструменты, оборудование; • торговые — новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит — пример радикальной торговой инновации; • социальные — новый способ организации социальных коммуникаций, социального обмена, разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника; • управленческие — новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования, стимулирования и контроля. 3. Классификация инноваций в зависимости от уровня их общественного использования. Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей — потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации —повышение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инноваций — новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности. Другие виды инноваций используются в процессе удовлетворения общественных производственных потребностей. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, корпорация, бизнес-сообщество, предпринимательская структура. В отличие от потребительских производственные инновации увеличивают объем и качество экономики. Примеры производственных инноваций — новые технологии, инструменты, оборудование, материалы, новые виды энергии и др., преобразующие общественный воспроизводственный процесс. 4. Классификация инноваций в зависимости от их использования на том или ином иерархическом уровне организации. Инновационный менеджмент организации можно анализировать на трех уровнях, каждому из которых соответствует определенный вид инноваций или объекта управления: • на первом уровне организация рассматривается как социально-экономическая система — корпорация. Этому уровню соответствуют инновации, относящиеся к стратегическому менеджменту; • на втором, нижележащем, уровне организация рассматривается как совокупность различных структурных подразделений, обладающих связями и коммуникациями друг с другом. Этому уровню соответствуют инновации, используемые во внутрифирменном менеджменте; • на третьем уровне организация рассматривается как социум, социотехническая система. Этому уровню соответствуют инновации, относящиеся к кадровому, персональному менеджменту. Каждому уровню соответствуют, как отмечено выше, определенные виды инноваций: • для первого — корпоративного уровня — инновации в определении характера миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах и др.; • для второго — внутрифирменного уровня — инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля; • для третьего — персонального уровня — это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения. [20-26 Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Круглова Н.Ю., Резник С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 249 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48889.— ЭБС «IPRbooks», по паролю] 1. По источнику инновационной идеи различают инновации, полу-ченные в результате фундаментальных исследований, научных от-крытий, прикладных исследований, в процессе реализации проектов индивидуальных изобретателей (новаторов), при доработке иннова-ции с учетом условий внедряющей организации (переизобретение), полученные в результате реализации идей, возникших при изучении потребностей рынков.Первые четыре вида инноваций относятся к так называемым восходящим инновациям, а пятый и шестой виды — к нисходя-щим инновациям (по классификации, предложенной М. Порте-ром и Г. Бондом). Восходящие инновации тесно связаны с научны-ми исследованиями, в процессе которых идеи трансформируются в технологические возможности. После создания технологической базы полученные знания, взаимодействуя с исследованиями рынка (являющимися источником идей для нисходящих нововведений), превращаются в коммерческую продукцию или услугу. Нисходящие инновации мотивированы, главным образом, необходимостью под-держания конкурентоспособности фирмы (в частности, конкурен-тоспособности предлагаемого ею товара) и способствуют улучше-нию положения организации на рынке. выпускаемым товарам.2. По кардинальности изменений в результате нововведений различа-ют революционные и эволюционные нововведения.Революционные нововведения, как правило, являются наукоем-кими и осуществляются с целью «скачка» в научно-техническом раз-витии. Они обладают длительными жизненными циклами, продол-жительность которых зависит от технологического и экономического потенциалов нововведений. Поиск рационального сочетания развития этих двух потенциалов составляет главную задачу управления иннова-ционным процессом.Эволюционные (модернизирующие, модифицирующие) ново-введения появляются в результате целенаправленно организованных исследований и разработок, а также могут явиться следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта и по-требления. Значение эволюционных нововведений для отраслей эко-номики чрезвычайно велико, так как они способствуют повышению производительности труда, повышению качества труда и производи-мой продукции, экономии ресурсов и, в конечном счете, повышению эффективности деятельности фирмы. Если революционные нововве-дения тесно связаны с научными исследованиями и часто способству-ют привитию новых потребностей, то эволюционные нововведения — с процессом коммерциализации (наиболее полное удовлетворение потребностей рынка).Эволюционные нововведения — это условно непрерывный про-цесс. Эффективность эволюционных нововведений значительно по-вышается, если их внедрение осуществляется в достаточно обособлен-ных системах и при условии формирования «продуктовой платформы» (базовой структуры, позволяющей разрабатывать и выпускать произ-водные продукты путем сочетания стандартных и изменяемых новых элементов продукции и услуг).Процесс внедрения революционных нововведений является пре-рывистым (скачкообразным). Их применение в первую очередь моти-вируется получением значительных преимуществ перед конкурентами, возможностью занять крепкую позицию на рынке в течение достаточ-но длительного времени. Внедрение революционных нововведений связано с крупными затратами, что под силу только предприятиям, имеющим соответствующий потенциал. 3. Радикальность нововведений. По данному признаку нововведе-ния могут быть высокорадикальными, нововведениями средней ра-дикальности и нововведениями малой радикальности. Нововведение представляет собой базовый элемент процесса развития производства. Оно может иметь различную глубину изменения производственного процесса или продукции: от небольшого усовершенствования до пол-ного преобразования. Другим параметром, характеризующим ново-введение, является его размах, показывающий, касается ли нововве-дение отдельного участка производственного процесса, отдельной модели продукции или распространяется на многие из них или на все.Размах и глубина нововведений определяют их радикальность и ре-жим. Нововведения малой и средней радикальности могут осущест-вляться в режиме нововведенческого конвейера, когда имеет место достаточно непрерывная цепочка нововведений. Высокорадикальные (в том числе преобразующие) нововведения осуществляются, как пра-вило, в режиме реконструкции производства. Замена или модернизация отдельного элемента в технологической системе может рассматриваться как квант нововведения, имеющий соответствующие квант размаха и квант радикальности. Величина квантов размаха и радикальности определяется уровнем целостности системы. Если целостность системы позволяет осуществлять ново-введения на автономных (обособленных) сравнительно однородных по масштабу участках, то доля каждого участка в системе и будет пред-ставлять квант размаха нововведения KL: ости инвестиций от радикальности нововведения.5. По характеру результата инновации бывают: повышающие эф-фективность производства (увеличивающие прирост прибыли за счет интенсификации производства), повышающие эффективность тру-да (его производительность и качество), улучшающие условия труда, повышающие конкурентоспособность продукции (работы, услуги), улучшающие экологию, способствующие диверсификации продукции (деятельности), повышающие обороноспособность и экономическую самостоятельность государства, повышающие качество жизни населе-ния (страны, региона, области), оптимизирующие организационную структуру субъекта деятельности, оптимизирующие систему управле-ния (на любом уровне управления), повышающие эффективность ин-формационного механизма.6. В зависимости от сферы приложения инноваций различают, глав-ным образом, инновации в научной сфере, в сфере: образования, экономики, производства и труда, управления, законодательства, в социальной сфере, в финансовой сфере, в сфере здравоохранения, природопользования, в сфере культуры.Следует отметить, что нововведения в законодательной сфере ока-зывают значительное влияние на мотивацию разработки и внедрения инноваций, поэтому правовые нормы должны иметь стимулирующий научно-техническое развитие характер и обеспечивать правовую под-держку организации научно-исследовательской и внедренческой дея-тельности.7. По роли в процессе производства инновации подразделяют на основные и дополняющие. Основные инновации, как правило, являются инновациями средней радикальности или высокорадикаль-ными. Дополняющие инновации часто являются инновациями малой радикальности и носят характер «конвейера нововведений».Рассмотренная классификация инноваций не является исчер-пывающей, однако основные классификационные признаки в ней учтены. Базисные инновации включают создание принципиально новых видов про-дукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасльили подотрасль. Потенциальными результатами базисного нововведения являютсяобеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе су-щественное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источникомвсех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересамотдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание базисныхнововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: техниче-ских и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, ноотдача от них непропорционально значительная. Модифицирующие нововведения приводят к дополнению исходных конструк-ций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степеньюзаключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждоеиз улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продук-ции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.Улучшающие инновации направлены на развитие и модификацию базисныхинноваций, их распространение в разных сферах с учетом их специфики. Потокиулучшающих инноваций следуют за волнами базисных, они на порядки многочис-леннее их, но отличаются значительно меньшей новизной и более коротким жиз-ненным циклом. Приносимый каждой из них эффект обычно значительно меньше,чем у базисных нововведений, но в силу массовости общая сумма эффекта наи-большая. Именно в улучшающих инновациях находит выражение дух новаторства,свойственный миллионам лидеров в разных сферах жизни общества.Псевдоинновации— инновации, несущественно изменяющие базисные или мо-дифицирующие и, зачастую, отличающиеся сомнительной степенью востребован-ности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, когда нова-торы предлагают нечто новое, не задумываясь о том, существует ли объективнаяпотребность рынка в подобном нововведении. Псевдоинновации, как правило, рас-пространены на заключительной фазе жизненного цикла уходящей системы, когдаона уже в основном исчерпала свой потенциал, но всячески сопротивляется заменеболее прогрессивной системой, стремится с помощью видимости обновления со-хранить свою нишу в новом мире. ПРОЧЕЕ Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев. Инновации классифицируются по следующим признакам: значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации); направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие); место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления); глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род); разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами); масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях); место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические); характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности); степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям); время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи); причина возникновения (реактивные, стратегические); область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.). По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции). Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому: регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций; изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования; адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу; новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется; новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа; новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип; радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные). По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить: инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления. В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую разв....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: